Юридическая консультация Платонова



Новости
Обслуживание физических лиц
Обслуживание юридических лиц
Защита интеллектуальной собственности
Публикации наших специалистов, упоминания о них в прессе
Советы юриста
О фирме

"Сбрэндить" с Вами можно, господа!


Патентоведы, члены Ассоциации патентоведов Санкт-Петербурга С.В. Ляцкий, С.А.Воропай

Против лавины иностранных слов, обрушившихся на нашу и без того несчастную страну, говорится много и с болью, но воз и ныне там.

Словотворчество на основе иностранных слов успешно продолжается. Вместо того, чтобы учиться пользоваться своим родным языком, действительно великим и могучим, способным отразить любые понятия, любые оттенки и нюансы, мы беззастенчиво засоряем его новыми словообразованиями, но на манер англицкого языка.

Если эта экспансия в русскую речь творится на уровне речи разговорной - это еще полбеды. Но когда такое словотворчество происходит на правовом поле - это нельзя оставлять без внимания и осуждения.

Возьмем, к примеру, товарный знак. В 1992 году принят и введен в действие Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон), который дает нормативное определение понятия "товарный знак и знак обслуживания", объединяя их в одно понятие "товарный знак", устанавливает критерии и правила его защиты. Еще не все наши производители товаров и предприятия сервиса успели освоиться с термином "товарный знак", а в печати с помощью любителей словотворчества уже появилась целая гроздь новых терминов.

Только за последние несколько месяцев в петербургских газетах мы встретили такие названия: марка, торговая марка, логотип, слоган, лицензионная марка, марочный товар, клип, лейбл, брэнд и брендинг,а одна из ведущих российских газет употребила даже такое словосочетание "┘ зарегистрировали товарный знак и товарную марку┘", что свидетельствует о полном непонимании сути вопроса.

Из контекста статей явствовало, что их авторы понимали под этими словами все-таки товарные знаки, но это не помешало им писать в стиле героя повести Леонида Соболева, который упражнялся в эпистолярном жанре в стиле "хлюст", т.е. так, чтобы суть написанного не была понятна адресату, а иногда в стиле "двойной хлюст", когда ни автор ни адресат одинаково не понимали, о чем идет речь в письме.

В любом случае подобные публикации вольно или невольно вводят в заблуждение читателя, в большинстве своем малознакомого с Законом, особенно когда утверждается, например, что "брэнд - это больше, чем товарный знак, это новая философия бизнеса". Позвольте с этим не согласиться.

Предваряя наши последующие рассуждения, полагаем целесообразным изложить основные положения Закона.

Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг(далее - товары) других юридических или физических лиц.

Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его регистрации в Патентном ведомстве на имя юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

На зарегистрированный в установленном порядке товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет исключительное право его владельца пользоваться и распоряжаться своим товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет со дня поступления заявки в Патентное ведомство (даты приоритета). Этот срок по желанию владельца может многократно продлеваться каждый раз на 10 последующих лет.

В качестве товарных знаков чаще всего регистрируются словесные, изобразительные и объемные обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

К словесным обозначениям относятся слова, в т.ч. вымышленные, словосочетания, сочетания букв, имеющие словесный характер, аббревиатуры и целые предложения.

Примеры словесных знаков: "Балтика", "Кока-Кола", "Sonу", "Ford", "ЛОМО", "Довгань", "Сибирская водка", "Завтрак без проблем", "Ростов папа", "В мире животных". Словесный товарный знак в особом графическом изображении иногда называют логотипом. Словесный товарный знак, представляющий собой ключевую фразу рекламной кампании, вызывающую дополнительный интерес к товару, услуге, например, "От здоровой красивой личности - к счастливому обществу", иногда называют слоганом. Точно также в рамки понятия "словесный товарный знак" укладывается и кем-то придуманный брэнд, который представляет собой обычный словесный товарный знак, получивший хорошую рекламу, узнаваемый и имеющий хорошую репутацию на рынке и не более того. Никакой новой философии, кроме как желания щегольнуть новым непонятным словом, это понятие в бизнес не вносит.

Словесные товарные знаки, зарегистрированные в кириллице и/или в латинице, занимают лидирующее положение в общей массе товарных знаков, т.к. их легче всего рекламировать по радио.

Изображения на плоскости живых существ, природных или иных объектов, предметов, композиций, линий, пятен, фигур относятся к изобразительным товарным знакам.

Примеры изобразительных товарных знаков: трилистник Adidas, дуга McDonald's,крыло богини Нике фирмы Nike, различные этикетки.

Трехлучевая звезда, окаймленная кольцом с надписью Mercedes-Benz, представляет собой комбинацию изобразительного и словесного обозначения.

Эта же звезда, возвышающаяся над капотом автомобиля - пример объемного ТЗ. В качестве объемных обозначений чаще всего регистрируют различные виды упаковок: коробки сигарет, флаконы и т.п.

При регистрации товарного знака его будущий владелец выбирает классы товаров и услуг (42 класса), на которые он хочет распространить действие своего знака. Эти классы указываются в свидетельстве на товарный знак. Следует знать, что одинаковый или сходный до степени смешения товарный знак может быть зарегистрирован на имя другого лица в отношении товаров, отличных от указанных в свидетельстве. Поэтому на российском рынке вполне законно могут сосуществовать, например, товарный знак "Нежность", обозначающий популярный кисломолочный продукт, и наручники, рекламируемые под этим же названием, так как они относятся к различным товарам и не вводят в заблуждение их потребителей.

В Законе приведен исчерпывающий перечень действий, квалифицируемых как нарушение прав владельца товарного знака. Это "несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров".

Мы не будем останавливаться на умышленном использовании чужих товарных знаков. Скажем лишь, что этому посвящена статья 180 Уголовного кодекса РФ, которая за подобные правонарушения предусматривает серьезную ответственность.═
В соответствии со ст.54 Гражданского Кодекса РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией должно иметь фирменное наименование, которое указывается в его учредительных документах. Юридическое лицо, которое зарегистрировало свое фирменное наименование в установленном порядке, приобретает исключительное право на его использование.

Фирменное наименование, как правило, состоит из двух частей - основной, содержащей указание на организационно-правовую форму предприятия с указанием его типа и предмета деятельности, и факультативной, в качестве которой может быть использовано сокращенное название, например, КТС, или какое-либо слово, например, Светлана.

Предпринимателям следует знать, что государственная регистрация юридического лица, например, Регистрационной Палатой, еще не обеспечивает Вам исключительное право на фирменное наименование. Параллельно с государственной регистрацией своей фирмы следует как можно быстрее подать заявку в Патентное ведомство РФ на регистрацию факультативной части фирменного наименования в качестве товарного знака. Пример: закрытое акционерное общество "Комплексный технический сервис" свое сокращенное название "КТС" использовало в качестве словесной части своего комбинированного товарного знака.

В заключение не можем не привести пример освещения затронутой проблемы в одном издании. Речь пойдет о некоторых "практических рекомендациях" для предпринимателей малого бизнеса, содержащихся в выпуске ╧6 "Библиотеки делового человека", изданном в Санкт-Петербурге в 1996 г. К сожалению, в выходных данных указан лишь абонементный ящик и телефон диспетчера, поэтому автор "рекомендаций" остался анонимным.

В разделе 4 сразу же за недостаточно строгим определением товарного знака следует такой одиозный абзац:

"Торговая марка - оригинально оформленный отличительный знак, который торговое предприятие вправе помещать на реализуемых им изделиях, изготовленных по его заказу, графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр или букв, слов, оригинальная упаковка. Надо набраться терпения для оформления своего товарного знака, при условии, что Вы уже стали предпринимателем с солидным стажем и капиталом, и есть смысл оформить товарный знак и торговую марку, Ваши взоры устремлены на российский или внешний рынок, где товарный знак это престиж, марка, успех. Что бы узаконить и оформить Ваш товарный знак, необходимо обратиться к Патентному поверенному, которые в нашем городе есть" (сохранена орфография оригинала).

Надеемся, Вы, любезный наш читатель, согласитесь, что приведенная цитата вполне соответствует стилю "двойной хлюст". В этом абзаце перепутано все, что только можно было перепутать, говоря о товарном знаке. Пользуясь такой "практической рекомендацией" Вы никогда не станете предпринимателем со стажем и тем более с капиталом.

Во-первых, торговая марка это синоним товарного знака.

Во-вторых, понятие "отличительный знак" в нашем законодательстве отсутствует.

В-третьих, товарный знак имеет право иметь не только торговое предприятие, но и любое другое.

В-четвертых, торговые предприятия торгуют товарами, которые, как правило, снабжены товарными знаками их производителей.

В-пятых, свидетельство на товарный знак, зарегистрированный в России, не имеет юридической силы в любой зарубежной стране - для этого надо своевременно предпринять дополнительные меры.

И, наконец, оформить заявку на регистрацию товарного знака и подать ее в российское Патентное ведомство может любой гражданин самостоятельно, но, конечно же, лучше это делать с помощью квалифицированного специалиста - патентоведа. Вероятность успешной регистрации при этом значительно повышается. Что касается патентного поверенного, то он нужен лишь в случае необходимости представлять в РФ интересы зарубежных заявителей. Хочется верить, что перечисленные в упомянутом сборнике патентные поверенные не имели отношения к процитированному выше тексту.

Таким образом, господа, давайте поменьше упражняться в словотворчестве, а больше доверять нормативным понятиям. Ведь защищая свои исключительные права на придуманный нами товарный знак мы обращаемся к "Закону о товарных знаках", так как закона о брэндах и лейблах нет, по-видимому никогда не будет, да и не нужно.

Газета "Образование и бизнес" ╧╧24, 25,
2000 г.


© 2000, Дизайн и программирование: лаборатория Web'Accent.
© 1999-2000 ООО "Юридическая консультация Платонова". Все права защищены.